Устройство сигнализации и управления дизелем УСУ-Д-1М
ААРЛ.421451.001ТУ
Сертифицировано Российским Морским Регистром Судоходства.
Область применения и общие сведения
Устройство сигнализации и управления УСУ-Д-1М предназначено для установки:
УСУ-Д-1М-01 - на главных и вспомогательных дизелях и дизель-генераторах судов
неограниченного района плавания, автоматизированных
по 1-ой степени ГОСТ 14228-80;
УСУ-Д-1М-02 - на главных и вспомогательных дизелях и дизель-генераторах судов
неограниченного района плавания, автоматизированных
по 2-ой степени ГОСТ 14228-80;
УСУ-Д-1М-03 - на стационарных дизелях и дизель-генераторах, автоматизированных
по 1-ой степени ГОСТ 14228-80;
УСУ-Д-1М-04 - на стационарных дизелях и дизель-генераторах, автоматизированных
по 2-ой или 3-ей степени ГОСТ 14228-80.
Заменяет:
■ щит контрольных приборов дизеля;
■ блок автоматики АПС-П;
■ измеритель ТМи3М тахометра;
■ датчик Д1ММ тахометра;
■ реле скорости РС.3М ТУ 25-02.381473-78;
■ счетчик моточасов;
■ все датчики-реле температуры ТАМ-102, ТАМ-103, КРМ, КРД;
■ все датчики-реле давления ДЕМ, КРМ, КРД.
Условия эксплуатации
Сохраняет работоспособность в условиях воздействия:
■ температуры окружающей среды от минус 10 °С до плюс 55 °С;
■ относительной влажности воздуха (95±3)% при температуре плюс 40 °С;
■ вибрации в диапазоне частот от 2 до 100 Гц:
▪ на частотах от 2 до 25 Гц - с амплитудой перемещения ±1,6 мм;
▪ на частотах от 25 до 100 Гц - с ускорением 4,0 g;
■ ударов с ускорением ±5,0 g и частоте в пределах от 40 до 80 ударов в минуту;
■ магнитного поля напряженностью 400 А/м, образованного как переменным током
частотой 50 Гц, так и постоянным током при любом направлении поля;
■ электростатических разрядов с амплитудой импульса напряжения 8 кВ;
■ радиочастотных электромагнитных полей в диапазоне от 30 до 500 МГц с
напряженностью электрической составляющей поля 10 В/м.
УСУ-Д-1М-01
УСУ-Д-1М-01 состоит из пульта управления, пульта дистанционного управления и
датчиков контролируемых параметров (датчика оборотов, датчика температуры воды,
датчика температуры масла, датчика давления воды, датчика давления масла, датчика
протечки топлива). УСУ-Д-1М-01 комплектуется пультом дистанционного управления ПДУ-1М и датчиком протечки топлива ДПТ-1М по дополнительному требованию Заказчика.
Пульт управления ПУ-1М-01 является центральным блоком, который управляет работой
всех составных частей изделия. Конструктивно пульт управления размещен в
металлическом корпусе прямоугольной формы, который устанавливается на дизеле
через амортизаторы.
Пульт дистанционного управления ПДУ-1М предназначен для дистанционного контроля параметров дизеля и выдачи управляющих команд в режиме дистанционного управления дизелем.
Кроме того, предусмотрена сигнализация - направление вращения коленчатого вала дизеля (вперед, назад), протечки топлива и обобщенного сигнала аварии.
Конструктивно ПДУ-1М размещен в металлическом корпусе прямоугольной формы,
который устанавливается на вертикальной поверхности.
Датчики, входящие в комплект устройства, предназначены для непрерывного контроля
соответствующих параметров и устанавливаются непосредственно на дизель.
Обеспечивает:
■ непрерывный контроль рабочих параметров дизеля:
▪ частоты вращения коленчатого вала;
▪ температуры охлаждающей жидкости (воды);
▪ давления воды;
▪ температуры масла в системе смазки;
▪ давления масла в системе смазки;
▪ моточасов;
▪ напряжения аккумуляторной батареи;
▪ тока в цепи заряда аккумуляторной батареи;
▪ протечки топлива из трубопроводов высокого давления;
■ четырехразрядную цифровую индикацию результатов измерения;
■ рабочую и аварийно-предупредительную сигнализацию при превышении параметром
дизеля порогового значения;
■ аварийно-предупредительную сигнализацию протечки топлива из трубопроводов
высокого давления;
■ аварийную защиту типа СПАС 3Н и СПАС 3О по ГОСТ 11928-83 (включение
аварийного стоп-устройства);
■ полуавтоматический пуск дизеля;
■ экстренный пуск дизеля;
■ экстренный останов дизеля;
■ управление звуковым (ревуном) и световым сигналом (обобщенный аварийный
сигнал);
■ дистанционный контроль и управление дизелем.
Комплект поставки
■ пульт управления ПУ-1М-01 ААРЛ.426451.001-01;
■ датчик оборотов ДО ААРЛ.433646.001;
■ датчик температуры ДТ-1М ААРЛ.433647.001 (2 шт.);
■ датчик давления ДД-1М-1,6 ААРЛ.408527.001 (2 шт.) или
преобразователь давления КРТ5-1-1,6 (КРТ5-11-0,4)
ТУ 4212-174-00227459-99;
■ комплект монтажных частей;
■ комплект эксплуатационной документации;
■ дополнительно (по согласованию с Заказчиком) может
поставляться пульт дистанционного управления
ПДУ-1М ААРЛ.424453.002;
■ дополнительно (по согласованию с Заказчиком) может
поставляться датчик протечки топлива ДПТ-1М ААРЛ.433645.002;
■ дополнительно (по согласованию с Заказчиком) может
поставляться Сертификат Российского Морского
Регистра Судоходства.
Допускается раздельная поставка составных частей.
Технические характеристики
Диапазон измерения: | |
частоты вращения коленчатого вала дизеля, об/мин | от 10 до 2000 |
температуры охлаждающей жидкости (воды), °С | от 0 до 120 |
давления воды, кПа | от 0 до 400 |
температуры масла в системе смазки дизеля, °С | от 0 до 120 |
давления масла в системе смазки дизеля, кПа | от 0 до 1600 |
количества моточасов работы дизеля, ч | от 1 до 9999 |
напряжения аккумуляторной батареи, В | от 0 до 32 |
тока в цепи заряда аккумуляторной батареи, А | от 0 до 36 |
обратного тока в цепи заряда аккумуляторной батареи, А | от 0 до 15 |
Погрешность измерения: | |
датчика оборотов и счетчика моточасов, % | ±0,02 |
остальных параметров, % | ±2,5 |
Пороговые значения рабочей и аварийно-предупредительной сигнализации: | |
частоты вращения вала дизеля, об/мин | 500; 1350; 1700 |
температуры охлаждающей жидкости (воды), °С | 45; 95; 100 |
температуры масла в системе смазки дизеля, °С | 35; 45; 95; 100 |
давления масла в системе смазки дизеля, кПа | 80; 170; 220 |
Пороговые значения аварийной защиты типа СПАС 3Н и СПАС 3О: | |
частоты вращения вала дизеля, об/мин | 1700 |
температуры охлаждающей жидкости (воды), °С | 95 |
давления масла в системе смазки дизеля, кПа | 170 |
Номинальное напряжение управляемых исполнительных механизмов, В | 24 |
Потребляемый ток управляемых исполнительных механизмов: | |
маслозакачивающего насоса и воздухоподогреватель, не более, А | 80 |
стартера, не более, А | 40 |
аварийного стоп-устройства (АСУ), не более, А | 5 |
ревуна, не более, А | 1 |
Напряжение питания, В | от 18 до 31,2 |
Габаритные размеры составных частей: | |
пульт управления ПУ-1М-01, мм | 255 х 240 х 170 |
пульт дистанционного управления ПДУ-1М, мм | 285 х 150 х 65 |
датчик оборотов ДО, мм | 80 х 90 |
датчик температуры ДТ-1М, мм | 60 х 135 х 45 |
датчик протечки топлива ДПТ-1М, мм | 95 х 122 |
датчик давления ДД-1М-1,6 (КРТ5), мм | 38 х 170 |
Масса составных частей, не более: | |
пульт управления ПУ-1М-01, кг | 4,5 |
пульт дистанционного управления ПДУ-1М, кг | 1,5 |
датчик оборотов ДО, кг | 0,9 |
датчик температуры ДТ-1М, кг | 0,2 |
датчик протечки топлива ДПТ-1М, кг | 0,35 |
датчик давления ДД-1М-1,6 (КРТ5), кг | 0,25 |
Степень защиты по ГОСТ 14254-96 | IР22 |
УСУ-Д-1М-02
УСУ-Д-1М-02 состоит из пульта управления и датчиков контролируемых параметров (датчика оборотов, датчика температуры воды, датчика температуры масла, датчика давления воды, датчика давления масла, датчика протечки топлива). УСУ-Д-1М-02 комплектуется датчиком протечки топлива ДПТ-1М по дополнительному требованию Заказчика.
Пульт управления ПУ-1М-02 является центральным блоком, который управляет работой всех составных частей изделия. Конструктивно пульт управления размещен в металлическом корпусе
прямоугольной формы, который устанавливается на дизеле через амортизаторы.
Датчики, входящие в комплект
устройства, предназначены для непрерывного контроля соответствующих параметров и устанавливаются непосредственно на дизель.
Обеспечивает:
■ непрерывный контроль рабочих параметров дизеля:
▪ частоты вращения коленчатого вала;
▪ температуры охлаждающей жидкости (воды);
▪ давления воды;
▪ температуры масла в системе смазки;
▪ давления масла в системе смазки;
▪ моточасов;
▪ напряжения аккумуляторной батареи;
▪ тока в цепи заряда аккумуляторной батареи;
▪ протечки топлива из трубопроводов высокого давления;
■ четырехразрядную цифровую индикацию результатов измерения;
■ рабочую и аварийно-предупредительную сигнализацию при превышении
параметром дизеля порогового значения;
■ выдачу сигналов во внешнюю систему автоматики, замыканием (размыканием)
контактов реле при превышении параметром дизеля порогового значения;
■ полуавтоматический пуск дизеля;
■ экстренный пуск дизеля.
Комплект поставки
■ пульт управления ПУ-1М-02 ААРЛ.426451.001-02;
■ датчик оборотов ДО ААРЛ.433646.001;
■ датчик температуры ДТ-1М ААРЛ.433647.001 (2 шт.);
■ датчик давления ДД-1М-1,6 ААРЛ.408527.001 (2 шт.) или
преобразователь давления КРТ5-1-1,6 (КРТ5-11-0,4)
ТУ 4212-174-00227459-99;
■ комплект монтажных частей;
■ комплект эксплуатационной документации;
■ дополнительно (по согласованию с Заказчиком) может поставляться
датчик протечки топлива ДПТ-1М ААРЛ.433645.002;
■ дополнительно (по согласованию с Заказчиком) может поставляться Сертификат
Российского Морского Регистра Судоходства.
Допускается раздельная поставка составных частей.
Технические характеристики
Диапазон измерения: | |
частоты вращения коленчатого вала дизеля, об/мин | от 10 до 2000 |
температуры охлаждающей жидкости (воды), °С | от 0 до 120 |
давления воды, кПа | от 0 до 400 |
температуры масла в системе смазки дизеля, °С | от 0 до 120 |
давления масла в системе смазки дизеля, кПа | от 0 до 1600 |
количества моточасов работы дизеля, ч | от 1 до 9999 |
напряжения аккумуляторной батареи, В | от 0 до 32 |
тока в цепи заряда аккумуляторной батареи, А | от 0 до 36 |
обратного тока в цепи заряда аккумуляторной батареи, А | от 0 до 15 |
Основная допустимая погрешность измерения: | |
датчика оборотов и счетчика моточасов, % | ±0,02 |
остальных параметров, % | ±2,5 |
Пороговые значения рабочей и аварийно-предупредительной сигнализации, а также для выдачи релейных сигналов во внешнюю систему автоматики: | |
частоты вращения вала дизеля, об/мин | 500; 1350; 1700 |
температуры охлаждающей жидкости (воды), °С | 45; 100 |
температуры масла в системе смазки дизеля, °С | 35; 45; 95; 100 |
давления масла в системе смазки дизеля, кПа | 80; 170; 220 |
Электрические параметры контактов реле: | |
максимальное коммутируемое напряжение постоянного тока любой полярности, В | 31,5 |
максимальный коммутируемый ток, А | 0,5 |
характер нагрузки | активный |
Номинальное напряжение управляемых исполнительных механизмов, В | 24 |
Потребляемый ток управляемых исполнительных механизмов: | |
маслозакачивающего насоса и воздухоподогреватель, не более, А | 80 |
стартера, не более, А | 40 |
Напряжение питания, В | от 18 до 31,2 |
Габаритные размеры составных частей: | |
пульт управления ПУ-1М-02, мм | 255 х 240 х 170 |
датчик оборотов ДО, мм | 80 х 90 |
датчик температуры ДТ-1М, мм | 60 х 135 х 45 |
датчик протечки топлива ДПТ-1М, мм | 95 х 122 |
датчик давления ДД-1М-1,6 (КРТ5), мм | 38 х 170 |
Масса составных частей, не более: | |
пульт управления ПУ-1М-02, кг | 4,5 |
датчик оборотов ДО, кг | 0,9 |
датчик температуры ДТ-1М, кг | 0,2 |
датчик протечки топлива ДПТ-1М, кг | 0,35 |
датчик давления ДД-1М-1,6 (КРТ5), кг | 0,25 |
Степень защиты по ГОСТ 14254-96 | IР22 |

Пульт управления ПУ-1М-03 является центральным блоком, который управляет работой всех составных частей изделия.
Конструктивно пульт управления размещен в металлическом корпусе прямоугольной формы, который устанавливается на дизеле через амортизаторы.
Датчики, входящие в комплект устройства, предназначены для непрерывного контроля соответствующих параметров и устанавливаются непосредственно
на дизель.
Обеспечивает:
■ непрерывный контроль рабочих
параметров дизеля:
▪ частоты вращения коленчатого вала;
▪ температуры охлаждающей жидкости (воды);
▪ температуры масла в системе смазки;
▪ давления масла в системе смазки;
▪ моточасов;
■ четырехразрядную цифровую индикацию результатов измерения;
■ рабочую и аварийно-предупредительную сигнализацию при превышении параметром
дизеля порогового значения;
■ аварийную защиту типа СПАС 3Н по ГОСТ 11928-83 (включение аварийного
стоп-устройства);
■ полуавтоматический пуск дизеля;
■ экстренный пуск дизеля;
■ экстренный останов дизеля.
Комплект поставки
■ пульт управления ПУ-1М-03 ААРЛ.426451.001-03;
■ датчик оборотов ДО ААРЛ.433646.001;
■ датчик температуры ДТ-1М ААРЛ.433647.001 (2 шт.);
■ датчик давления ДД-1М-1,6 ААРЛ.408527.001 или
преобразователь давления КРТ5-1-1,6
ТУ 4212-174-00227459-99;
■ комплект монтажных частей;
■ комплект эксплуатационной документации;
■ дополнительно (по согласованию с Заказчиком)
может поставляться Сертификат Российского
Морского Регистра Судоходства.
Допускается раздельная поставка составных частей.
Технические характеристики
Диапазон измерения: | |
частоты вращения коленчатого вала дизеля, об/мин | от 10 до 2000 |
температуры охлаждающей жидкости (воды), °С | от 0 до 120 |
температуры масла в системе смазки дизеля, °С | от 0 до 120 |
давления масла в системе смазки дизеля, кПа | от 0 до 1600 |
количества моточасов работы дизеля, ч | от 1 до 9999 |
Основная допустимая погрешность измерения: | |
датчика оборотов и счетчика моточасов, % | ±0,02 |
остальных параметров, % | ±2,5 |
Пороговые значения рабочей и аварийно-предупредительной сигнализации: | |
частоты вращения вала дизеля, об/мин | 500; 1350; 1700 |
температуры охлаждающей жидкости (воды), °С | 80; 95; 105 |
температуры масла в системе смазки дизеля, °С | 35 |
давления масла в системе смазки дизеля, кПа | 170 (120); 220 |
Пороговые значения аварийной защиты типа СПАС 3Н: | |
частоты вращения вала дизеля, об/мин | 1700 |
температуры охлаждающей жидкости (воды), °С | 105 |
давления масла в системе смазки дизеля, кПа | 170 (120) |
Номинальное напряжение управляемых исполнительных механизмов, В | 24 |
Потребляемый ток управляемых исполнительных механизмов: | |
маслозакачивающего насоса и воздухоподогреватель, не более, А | 80 |
стартера, не более, А | 40 |
аварийного стоп-устройства (АСУ), не более, А | 5 |
Напряжение питания, В | от 18 до 31,2 |
Габаритные размеры составных частей: | |
пульт управления ПУ-1М-03, мм | 255 х 240 х 170 |
датчик оборотов ДО, мм | 80 х 90 |
датчик температуры ДТ-1М, мм | 60 х 135 х 45 |
датчик давления ДД-1М-1,6 (КРТ5), мм | 38 х 170 |
Масса составных частей, не более: | |
пульт управления ПУ-1М-03, кг | 4,5 |
датчик оборотов ДО, кг | 0,9 |
датчик температуры ДТ-1М, кг | 0,2 |
датчик давления ДД-1М-1,6 (КРТ5), кг | 0,25 |
Степень защиты по ГОСТ 14254-96 | IР22 |
УСУ-Д-1М-04 состоит из пульта управления и датчиков контролируемых параметров (датчика оборотов, датчика температуры воды, датчика температуры масла, датчика давления масла).

Пульт управления ПУ-1М-04 является центральным блоком, который управляет работой всех составных частей изделия. Конструктивно пульт управления размещен в металлическом корпусе прямоугольной формы, который устанавливается на дизеле
через амортизаторы.
Датчики, входящие в комплект устройства, предназначены для непрерывного контроля соответствующих параметров и устанавливаются непосредственно
на дизель.
Обеспечивает:
■ непрерывный контроль рабочих параметров дизеля:
▪ частоты вращения коленчатого вала;
▪ температуры охлаждающей жидкости (воды);
▪ температуры масла в системе смазки;
▪ давления масла в системе смазки;
▪ моточасов;
■ четырехразрядную цифровую индикацию результатов измерения;
■ рабочую и аварийно-предупредительную сигнализацию при превышении
параметром дизеля порогового значения;
■ выдачу сигналов во внешнюю систему автоматики, замыканием (размыканием)
контактов реле при превышении параметром дизеля порогового значения;
■ полуавтоматический пуск дизеля;
■ экстренный пуск дизеля.
Комплект поставки
■ пульт управления ПУ-1М-04 ААРЛ.426451.001-04;
■ датчик оборотов ДО ААРЛ.433646.001;
■ датчик температуры ДТ-1М ААРЛ.433647.001 (2 шт.);
■ датчик давления ДД-1М-1,6 ААРЛ.408527.001 или
преобразователь давления КРТ5-1-1,6 ТУ 4212-174-00227459-99;
■ комплект монтажных частей;
■ комплект эксплуатационной документации;
■ дополнительно (по согласованию с Заказчиком) может поставляться
Сертификат Российского Морского Регистра Судоходства.
Допускается раздельная поставка составных частей.
Технические характеристики
Диапазон измерения: | |
частоты вращения коленчатого вала дизеля, об/мин | от 10 до 2000 |
температуры охлаждающей жидкости (воды), °С | от 0 до 120 |
температуры масла в системе смазки дизеля, °С | от 0 до 120 |
давления масла в системе смазки дизеля, кПа | от 0 до 1600 |
количества моточасов работы дизеля, ч | от 1 до 9999 |
Основная допустимая погрешность измерения: | |
датчика оборотов и счетчика моточасов, % | ±0,02 |
остальных параметров, % | ±2,5 |
Пороговые значения рабочей и аварийно-предупредительной сигнализации, а также для выдачи релейных сигналов во внешнюю систему автоматики: | |
частоты вращения вала дизеля, об/мин | 500; 1350; 1700 |
температуры охлаждающей жидкости (воды), °С | 80; 95; 105 |
температуры масла в системе смазки дизеля, °С | 35 |
давления масла в системе смазки дизеля, кПа | 80; 120; 170 |
Электрические параметры контактов реле: | |
максимальное коммутируемое напряжение постоянного тока любой полярности, В | 31,5 |
максимальный коммутируемый ток, А | 0,5 |
характер нагрузки | активный |
Номинальное напряжение управляемых исполнительных механизмов, В | 24 |
Потребляемый ток управляемых исполнительных механизмов: | |
маслозакачивающего насоса и воздухоподогреватель, не более, А | 80 |
стартера, не более, А | 40 |
Напряжение питания, В | от 18 до 31,2 |
Габаритные размеры составных частей: | |
пульт управления ПУ-1М-04, мм | 255 х 240 х 170 |
датчик оборотов ДО, мм | 80 х 90 |
датчик температуры ДТ-1М, мм | 60 х 135 х 45 |
датчик давления ДД-1М-1,6 (КРТ5), мм | 38 х 170 |
Масса составных частей, не более: | |
пульт управления ПУ-1М-04, кг | 4,5 |
датчик оборотов ДО, кг | 0,9 |
датчик температуры ДТ-1М, кг | 0,2 |
датчик давления ДД-1М-1,6 (КРТ5), кг | 0,25 |
Степень защиты по ГОСТ 14254-96 | IР22 |